Упорова Ольга Сергеевна , воспитатель
Методическая разработкаПроект
«Воспитать патриота – это просто!»
Выполнил: Упорова О. С.
Аннотация проекта (краткое описание проекта)
Вид проекта: исследовательско – творческий.
Продолжительность: среднесрочный.
Время проведения:.
Введение.
«Все начинается с детства….». Эта крылатая фраза как нельзя лучше отображает всю суть дошкольного воспитания.
Определить чувство патриотизма несколькими словами невозможно. Ведь они отображают весь спектр эмоций по отношению к родным местам, своему ближайшему окружению, сочетают в себе гордость за свой народ и желание сохранять и приумножать богатства своей страны [3, 56].
Патриотические чувства малыш начинает ощущать уже с раннего детства. Тогда, когда испытывает радость от близости мамы и папы, когда начинает восхищаться тем, что он видит перед собой: качели возле дома, скамейка в городском парке, куст сирени под окном. Чуть позже приходит осознание значимости дружбы. [1, 50] И хотя многие впечатления от окружающей действительности еще не осознаются ребенком достаточно глубоко, но именно они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Актуальность и социальная значимость.
Жизнь современного общества претерпевает глубочайшие изменения. В этих условиях особенно актуально воспитание патриотических чувств молодого поколения. Не все понимают суть понятия «патриотизм». Действительно, это чувство довольно сложное для детского восприятия, однако закладывать его основы необходимо уже с самого детства, так как формируется оно в ребенке постепенно: в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране [3, 28].
Анализ ситуации:
Наблюдая за детьми, мы сделали вывод о том, что дети не достаточно дружны. Коллектив разрознен, поскольку дети не ценят дружеских отношений. Семья для некоторых детей не представляет особой ценности, а ее члены – подобно игрушкам – «просто есть». Большинство воспитанников не смогли даже ответить на вопрос «В каком городе ты проживаешь». Анализ ситуации привел к необходимости разработать проект, который бы способствовал осознанию детьми ценности семьи и друзей, а также познакомил бы их с родным городом – своей малой родиной.
Инновационной составляющей проекта стало внедрение в режимные моменты исконно русского персонажа – Матрешки Петровны, которая реализует идеи проблемной технологии обучения в процессе реализации патриотического воспитания дошкольников.
Постановка проблемы: дети мало знакомы с родным городом, плохо ориентируются в родственных связях, не осознают важности семьи и друзей для человека.
Цели и задачи проекта:
Цель: создание условий для формирования нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
• формировать у детей первичные представления о взаимоотношениях в семейном окружении и в детском саду;
• расширить представления о малой Родине – городе Новороссийск ;
• формировать умение адекватно оценивать поступки окружающих;
• формировать чувство эмпатии, дружеские взаимоотношения в детском коллективе;
Развивающие:
• способствовать развитию познавательной активности;
• развивать наблюдательность, целеустремленность, самостоятельность;
• развивать речь, память, мышление, внимание и воображение.
Воспитательные:
• воспитывать эмоционально - положительное отношение к малой Родине.
• воспитывать любовь к природе родного края;
• воспитывать интерес к чтению народной литературы.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта: ---
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта предполагает несколько этапов:
1. Организационный этап
• сбор информации, работа с интернет - источниками;
• изучение методической литературы:
• разработка плана проектной деятельности;
• привлечение родителей к активному участию в проекте.
2. Практический этап:
Оформление ППС:
- пополнение патриотического уголка новым персонажем – Матрешкой Петровной;
- наглядный дидактический материал (иллюстрации и фотографии родного города, столицы нашей страны - Москвы ; картины с изображением родных пейзажей);
- пополнение библиотеки русскими народными сказками, произведениями устного народного творчества;
- создание аудиотеки с народными песнями, прибаутками, закличками.
Работа с родителями:
• Анкетирование для родителей «Мы - патриоты?»;
• Папки – передвижки «Русские народные подвижные игры», «Азбука патриотизма»;
• Рекомендации по нравственно – патриотическому воспитанию.
• Консультация «Семья и патриотическое воспитание».
• Родительское собрание: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
• Организация фотовыставки «Прогулки по любимым местам нашего города».
• Акция «Люблю березку русскую» (посадка березовых деревьев в детском саду).
«Социально – коммуникативное развитие»
Беседы:
«Семья – самое ценное на земле», «Дружбой дорожить умейте», «Наша великая страна», «Дом, в котором я живу».
Игровые обучающие ситуации: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе?», «Как помирить поссорившихся членов семьи».
Дидактические игры:
«Я живу…», «Моя огромная семья», «Городское», «Я в семье помощник» и др.
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки – матери», «Детский сад».
«Познавательное развитие»
Организованная образовательная деятельность:
«Страна моя - Россия», «Русская мастерская», «Матрешка – символ России».
Экскурсии:
Виртуальная экскурсия по родному городу Новороссийск.
«Художественно – эстетическое развитие»
Продуктивная деятельность:
Рисование «Белые красавицы», коллективная работа «Мы умеем дружить!».
Аппликация «На ярмарке дымковских игрушек».
Слушание музыкальных произведений:
Народные песни, потешки, заклички.
«Физическое развитие»
Пальчиковые игры по лексическим темам «Семья», «Друзья», «Город».
Подвижные игры: «Жмурки» [4, 13], «Гуси – гуси» [4, 21], «У медведя во бору» [4, 35], и др.
«Речевое развитие»
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Пых», «Жихарка» и др. [5]
Чтение стихотворений о дружбе, семье.
3. Заключительный этап:
• Основание музея «Малая частица Родины» в группе.
• Презентация проекта.
Управление и обеспечение проекта:
Управление проектом осуществляется воспитателями ДОУ.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Интеллектуальные (потенциал коллектива; интернет-ресурсы; анализ методической литературы).
2. Материальные (материально-техническая база: развивающая предметно-пространственная среда, проектор)
3. Профессиональные (наличие компетентных квалифицированных педагогов и специалистов, владение педагогами и специалистами личностно-развивающей, игровыми технологиями, ИКТ).
Описание достигнутых (предполагаемых результатов):
• У детей появятся первичные представления о взаимоотношениях в семье, в детском саду;
• Детский коллектив станет более сплоченным, дети станут помогать друг другу, поддерживать;
• У детей расширяться знания о родном городе;
• У детей активизируется интерес к своему ближайшему окружению.
Критерии и показатели эффективности проекта.
- повышение интереса детей к своей семье, детскому саду, родному городу;
- наличие вопросов познавательного характера по теме проекта;
- самостоятельная организация игровой деятельности по тематике проекта;
- желание родителей принимать участие в исследовательской деятельности.
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития.
Патриотическое воспитание лежит в основе формирования будущего гражданина общества. Так было, есть и будет. Однако, стоит учитывать тот факт, что это процесс длительный, начинать который следует с дошкольного детства. Определяющую роль в этом процессе играет семья и система образования. То, какими нравственными качествами будет обладать ребенок, зависит от той среды, в которой растет и развивается малыш.
Проект «Воспитать патриота просто» разработан с целью создания благоприятных условий для становления гражданско – патриотических чувств ребенка – дошкольника и дает хороший толчок к дальнейшему развитию проектной деятельности в отношении патриотического воспитания. Масштабность проекта отображается, прежде всего, в том, что он охватывает все образовательные области, что позволяет детям полностью погрузиться в мир нравственности, благородства и любознательности.
Данный опыт работы может быть использован педагогами и специалистами детских садов в целях ознакомления детей 4-5 лет родной страной, городом, а также закрепления понятий «семья», «друзья», «детский сад».
Список используемой литературы.
1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Мозаика – синтез. 2014.
2. Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. «Мы живем в России». Скрипторий. М.: 2013.
3. Пантелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной». ТЦ Сфера. М.: 2010.
4. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей дошкольного возраста. Мозаика – синтез. 2015.
Электронные ресурсы:
5. https://skazki.rustih.ru/skazki-dlya-detej-6-let/ 2 марта 2020 в 21:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.