Упорова Ольга Сергеевна , воспитатель

Методическая разработка

 Проект


«Воспитать патриота – это просто!»


Выполнил: Упорова О. С.


Аннотация проекта (краткое описание проекта)


Вид проекта: исследовательско – творческий.


Продолжительность: среднесрочный.


Время проведения:.


Введение.


«Все начинается с детства….». Эта крылатая фраза как нельзя лучше отображает всю суть дошкольного воспитания.


Определить чувство патриотизма  несколькими словами невозможно. Ведь они отображают весь спектр эмоций по отношению к родным местам, своему ближайшему окружению, сочетают в себе гордость за свой народ и желание сохранять и приумножать богатства своей страны [3, 56].


Патриотические чувства малыш начинает ощущать уже с раннего детства. Тогда, когда испытывает радость от близости мамы и папы, когда начинает восхищаться тем, что он видит перед собой: качели возле дома, скамейка в городском парке, куст сирени под окном. Чуть позже приходит осознание значимости дружбы. [1, 50] И хотя многие впечатления от окружающей действительности еще не осознаются ребенком достаточно глубоко, но именно они играют огромную роль в становлении личности патриота.


Актуальность и социальная значимость.


Жизнь современного общества претерпевает глубочайшие изменения. В этих условиях особенно актуально воспитание патриотических чувств молодого поколения. Не все понимают суть понятия «патриотизм». Действительно, это чувство довольно сложное для детского восприятия, однако закладывать его основы необходимо уже с самого детства, так как формируется оно в ребенке постепенно: в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране [3, 28].


Анализ ситуации:


Наблюдая за детьми, мы сделали вывод о том, что дети не достаточно дружны. Коллектив разрознен, поскольку дети не ценят дружеских отношений. Семья для некоторых детей не представляет особой ценности, а ее члены – подобно игрушкам – «просто есть». Большинство воспитанников не смогли даже ответить на вопрос «В каком городе ты проживаешь». Анализ ситуации привел к необходимости разработать проект, который бы способствовал осознанию детьми ценности семьи и друзей, а также познакомил бы их с родным городом – своей малой родиной.


Инновационной составляющей проекта стало внедрение в режимные моменты исконно русского персонажа – Матрешки Петровны, которая реализует идеи проблемной технологии обучения в процессе реализации патриотического воспитания дошкольников.


Постановка проблемы: дети мало знакомы с родным городом, плохо ориентируются в родственных связях, не осознают важности семьи и друзей для человека.


Цели и задачи проекта:


Цель: создание условий для формирования нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.


Задачи:


Образовательные:


• формировать у детей первичные представления о взаимоотношениях в семейном окружении и в детском саду;


• расширить представления о малой Родине – городе Новороссийск ;


• формировать умение адекватно оценивать поступки окружающих;


• формировать чувство эмпатии, дружеские взаимоотношения в детском коллективе;


Развивающие:


• способствовать развитию познавательной активности;


• развивать наблюдательность, целеустремленность, самостоятельность;


• развивать речь, память, мышление, внимание и воображение.


Воспитательные:


• воспитывать эмоционально - положительное отношение к малой Родине.


• воспитывать любовь к природе родного края;


• воспитывать интерес к чтению народной литературы.


Участники проекта: воспитатели, дети, родители.


Сроки реализации проекта: ---


Этапы реализации проекта:


Реализация проекта  предполагает несколько этапов:


1. Организационный этап


• сбор информации, работа с интернет - источниками;


• изучение методической литературы:


• разработка плана проектной деятельности;


• привлечение родителей к активному участию в проекте.


2. Практический этап:


Оформление ППС:


- пополнение патриотического  уголка новым персонажем – Матрешкой Петровной;


- наглядный дидактический материал (иллюстрации и фотографии родного города, столицы нашей страны - Москвы ; картины с изображением родных пейзажей);


- пополнение библиотеки русскими народными сказками, произведениями устного народного творчества;


- создание аудиотеки с народными песнями, прибаутками, закличками.


Работа с родителями:


• Анкетирование для родителей «Мы - патриоты?»;


• Папки – передвижки «Русские народные подвижные игры», «Азбука патриотизма»;


• Рекомендации по нравственно – патриотическому воспитанию.


• Консультация «Семья и патриотическое воспитание».


• Родительское собрание: «Роль семьи в воспитании патриотических  чувств у дошкольников».


• Организация фотовыставки «Прогулки по любимым местам нашего города».


• Акция «Люблю березку русскую» (посадка березовых деревьев в детском саду).


«Социально – коммуникативное развитие»


Беседы:


«Семья – самое ценное на земле», «Дружбой дорожить умейте», «Наша великая страна», «Дом, в котором я живу».


Игровые обучающие ситуации: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе?», «Как помирить поссорившихся членов семьи».


Дидактические игры:


«Я живу…», «Моя огромная семья», «Городское», «Я в семье помощник» и др.


Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки – матери», «Детский сад».


«Познавательное развитие»


Организованная образовательная деятельность:


«Страна моя - Россия», «Русская мастерская», «Матрешка – символ России».


Экскурсии:


Виртуальная экскурсия по родному городу Новороссийск.


«Художественно – эстетическое развитие»


Продуктивная деятельность:


Рисование «Белые красавицы», коллективная работа «Мы умеем дружить!».


Аппликация «На ярмарке дымковских игрушек».


Слушание музыкальных произведений:


Народные песни, потешки, заклички.


«Физическое развитие»


Пальчиковые игры по лексическим темам «Семья», «Друзья», «Город».


Подвижные игры: «Жмурки» [4, 13], «Гуси – гуси» [4, 21], «У медведя во бору» [4, 35], и др.


«Речевое развитие»


Чтение художественной литературы:


Русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Пых», «Жихарка» и др. [5]


Чтение стихотворений о дружбе, семье.


3. Заключительный этап:


• Основание музея «Малая частица Родины» в группе.


• Презентация проекта.


Управление и обеспечение проекта:


Управление проектом осуществляется воспитателями ДОУ.


Ресурсное обеспечение проекта:


1. Интеллектуальные (потенциал коллектива; интернет-ресурсы; анализ методической литературы).


2. Материальные (материально-техническая база: развивающая предметно-пространственная среда, проектор)


3. Профессиональные (наличие компетентных квалифицированных педагогов и специалистов, владение педагогами и специалистами личностно-развивающей, игровыми технологиями, ИКТ).


Описание достигнутых (предполагаемых результатов):


• У детей появятся первичные представления о взаимоотношениях в семье, в детском саду;


• Детский коллектив станет более сплоченным, дети станут помогать друг другу, поддерживать;


• У детей расширяться знания о родном городе;


• У детей активизируется интерес к своему ближайшему окружению.


Критерии и показатели эффективности проекта.


- повышение интереса детей к своей семье, детскому саду, родному городу;


- наличие вопросов  познавательного характера по теме проекта;


- самостоятельная организация игровой деятельности по тематике проекта;


- желание родителей принимать участие в исследовательской деятельности.


Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития.


Патриотическое воспитание  лежит в основе формирования будущего гражданина общества. Так было, есть и будет. Однако, стоит учитывать тот факт, что это процесс длительный, начинать который следует с дошкольного детства. Определяющую роль в этом процессе играет семья и система образования. То, какими нравственными качествами будет обладать ребенок, зависит от той среды, в которой растет и развивается малыш.


Проект «Воспитать патриота просто» разработан с целью создания благоприятных условий для становления гражданско – патриотических чувств ребенка – дошкольника и дает хороший толчок к дальнейшему развитию проектной  деятельности в отношении патриотического воспитания.

Масштабность проекта отображается, прежде всего, в том, что он охватывает все образовательные области, что позволяет детям полностью погрузиться в мир нравственности, благородства и любознательности.


Данный опыт работы может быть использован педагогами и специалистами детских садов в целях ознакомления детей 4-5 лет родной страной, городом, а также закрепления понятий «семья», «друзья», «детский сад».


Список используемой литературы.


1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Мозаика – синтез. 2014.


2. Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. «Мы живем в России». Скрипторий. М.: 2013.


3. Пантелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной». ТЦ Сфера. М.: 2010.


4. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей дошкольного возраста. Мозаика – синтез. 2015.


Электронные ресурсы:


5. https://skazki.rustih.ru/skazki-dlya-detej-6-let/

2 марта 2020 в 21:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.