Упорова Ольга Сергеевна , воспитатель
КонсультацияКонсультация «Врождённые или приобретенные способности ребенка»
Психические характерные черты лица, от которых зависит успешность получения знаний, умений и навыков называются способностями. Главный вопрос, наиболее часто возникающий – это проблема связана с происхождением этих самых способностей: подарены они природой либо все-таки их формирование осуществляется на протяжении всей жизни. Те решения, которые были получены учеными при исследовании поставленных задач, весьма противоречивы. Можно встретить суждения вроде: «Для того, чтобы быть великим композитором, математиком или писателем необходимо им родиться», а также услышать и абсолютно другое мнение: «Дар от природы это лишь 1% способностей и 99% положительных трудов, пота и крови». Как у первой гипотезы, так и у второй имеются свои обоснования.
Врожденные способности.
Подтверждением врожденных способностей (т. е. приобретение их на наследном уровне) считается обнаружение таланта на раннем этапе развития у ребенка. Например, известно, что талант Моцарта обнаружился у него в возрасте трех лет, Рафаэль открыл в себе дар живописца на восьмом году жизни.
Кроме этого, о врожденных способностях можно заявлять и опираясь на то, что у потомков великих и талантливых людей имелся в последующем тот же природный дар. Так, имеются целые семьи выдающихся личностей, не в одном поколении. Род Бахов насчитывал приблизительно около шестидесяти музыкантов, двадцать из которых поистине были великими людьми. Конечно же, всем знакомы династии из области театрального искусства – Садовские, циркового искусства – Дуровы, из области науки – Якушкины, Фортунатовы.
Однако данные свидетельства имеют все шансы говорить не о генетической наследственности, а о наличии конкретных жизненных обстоятельств и семейных ценностей, передающихся от поколения к поколению, которые способствуют формированию в той или иной семье конкретных способностей, развитых в совершенстве.
Подтверждения теории, подкрепленные исследованиями.
Вследствие проведенных исследований, основанных на применении близнецового способа наблюдения, были получены неоспоримые факты. При проведении сравнения умственных характеристик между монозиготными близнецами и парами сестер и братьев, было установлено, что корреляция характеристик внутри монозиготных пар была в значительной степени выше, нежели чем у пар единокровных братьев и сестер.
В процессе изучения животного мира с использованием способа искусственной селекции, были получены результаты, указывающие на возможность накапливания предрасположенности на генетическом уровне к успешности в обучении.
Формирование способностей на протяжении всей жизни.
Исследование, проведенное российскими специалистами в области психологии, показало, что показатель способностей вьетнамцев к музыке намного выше, чем у россиян. Оказалось, что во вьетнамском языке присутствует такая высота звука, которая обладает смыслоразделительным значением, чего в русском языке нет. По этой причине способности вьетнамцев обусловлены языковой потребностью.
Установлено также и это факт, что если педагог талантлив, то зачастую вокруг него формируется значительная группа одаренных учеников, по количеству и степени возможностей абсолютно не понятная и не поддающаяся объяснению с позиции статистической методы. К таким преподавателям можно отнести, М. П. Кравец, который уверял, что абсолютно все дети способны. В случае если занятия протекают в увлекательной для ребенка форме и стиль преподавания ему интересен и занимателен, то и результат будет весьма значительным.
Психические условия необходимые для формирования способностей.
1. Для формирования познавательных возможностей ребенка обязательно необходимо создать конкретное обустройство, тех условий, в которых он прибывает, чтобы имелась возможность взаимоотношений между детьми и взрослыми в виде партнерства и сотрудничества.
2. Познавательная и умственная работа детей должна быть подпитана исключительно позитивными эмоциями. Преподаватель должен фиксировать всевозможные успехи ребенка, именно в этот момент происходит закрепление достижений и стремление к совершенствованию приобретённых навыков.
3. Взрослый должен передавать ребенку собственный интерес, изумляться и ликовать совместно с ним.
4. У детей появляются своеобразные эмоции интеллектуального характера: колебания, предположения и решительность.
Из всего этого можно заключить, что проблема, связанная с происхождением способностей, остается не закрытой: имеются доказательства появления способностей на биологическом уровне, т. е. подарены нам самой природой, однако, в какой степени они проявят себя, зависит от тех обстоятельств, в которых формировалась сама личность. Помимо этого, необходимым компонентом для развития способностей считается степень мотивации. 2 марта 2020 в 21:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.